27.09.2017
В страховом законодательстве РФ существует множество противоречивых норм, вызывающих споры о том, можно ли квалифицировать сознательное занижение страховщиками страховых выплат или отказ от возмещения как мошенничество, и привлекать нарушителей по статье №159 УК РФ.
Дело в том, что факт мошенничества – это завладение чужим имуществом или его отторжение (хищение). То есть, у владельца количество имущества должно сократиться из-за противоправных действий страховщика. Однако при заключении страховых договоров, имущество выступает только как объект страхования: не отторгается и не изымается, а владелец продолжает управлять ним. Кроме того, имущество сокращается/утрачивается не по вине страховщика.
То есть, если страховая компания выплачивает страховое возмещение, она сама несет убытки. Если же сумма страхового возмещение занижается, то страховщик все равно несет расходы, а страхователь просто имеет упущенную выгоду. В этом случае следует трактовать понесенный страхователем ущерб, как ущерб, полученный в результате введения в заблуждение, обмана и злоупотребления. А это уже статья 165 УК РФ.
Еще раз: страховщик по закону выплатил страховое возмещение и не подпадает под статью «мошенничество», так как выполнил свои обязательства – заплатил. Правонарушение содержится в факте несоответствия договорных обязательств выплаченной сумме денег, а это уже обман, то есть, мошенничество. В данном случае, суду придется установить, что здесь имеет место обман, связанный с размером страховых выплат, но не фактом выплат (статья №159.9УК). И в этом парадокс толкований разных статей Уголовного кодекса.
Если страховщик вообще отказывается выплачивать возмещение по страховому случаю – это уже ответственность за полное невыполнение договорных обязательств пари ведении предпринимательской деятельности, подпадающая под статью 159.4 УК. И только если будет доказана преднамеренность действий должностных лиц страховой компании, можно вести речь о факте мошенничества.
Естественно, речь идет о разных правонарушениях по сути, и ответственность по этим статьям имеет различную степень тяжести. Но проблема в том, что доказать факт обмана, а особенно преднамеренность действий должностных лиц страховой компании (то есть, мошенничество) будет очень сложно. Преднамеренность – субъективное понятие, которое требует неопровержимых фактов получения выгоды, организации подлога и подделки документов. В противном случае, суд может не найти состава преступления.
Важно также понимать, что страховщики обычно хорошо ориентируются в действующем страховом законодательстве и умеют пользоваться «лазейками», туманными и противоречивыми формулировками закона, чтобы снять с себя ответственность за совершенные действия. Поэтому без квалифицированной помощи опытных юристов по страховым спорам вам в этом споре не обойтись.
Всероссийская правовая сеть «Органавт» готова предложить вам услуги опытных адвокатов и юристов, которые дадут грамотную консультацию по страховому мошенничеству и помогут собрать доказательную базу, инициировать возбуждение уголовного дела по факту мошенничества, правильно построить тактику защиты и обеспечить представительство в судах любых инстанций.